Главная                          О нас                                Документы                         Фотогалерея                         Контакты                          Архив
170001, г. Тверь, Двор Пролетарки 15         тел. 8 (4822) 77-52-55, 42-32-31
Как построить школу
У о. Леонида большой круг обязанностей. Он является настоятелем храма Всех скорбящих радость, директором Тверской православной епархиальной общеобразовательной школе имени святителя Тихона Задонского, преподавателем священной истории Нового Завета и литургики. Биолог, ботаник высших растений по профессии, своим призванием он считает просветительскую деятельность.
О. Леонид, могли бы Вы сказать, что изменилось за эти десять лет - люди, дух, сама Церковь? Какие изменения претерпела эта школа?
Что не изменилось, так это, точно, Церковь, Дух Божий. Мы-то сами в школе живем, и не можем о том знать, но люди, которые приходят к нам, в один голос говорят о том, что есть в нашей школе этот самый дух. А все потому, что здесь всегда, каждый день, читается Евангелие, Псалтырь. На больших переменах мы читаем Акафист Святителю Тихону Задонскому, выдающемуся воспитателю, первому ректору Тверской семинарии, давшему имя нашей школе. В жизни школы, как и в жизни человека, есть свои взлеты и падения. И всегда есть моменты, поднимающие на другую ступень развития. Обретая что-то, считаем, что это - новое, но, как выясняется, все это было уже, было, но утрачено, отброшено временем…
А как возникла идея создания православной школы?
Еще до того, как я стал священником и жил в Ленинграде, у родителей, которые ходили в храм, было желание организовать школу, которая отличалась бы -  и по содержанию, и по образованию - от обычных советских школ. Тогда, в конце восьмидесятых, начали строить частную православную школу в Ленинграде. Но все осталось на стадии организации, потому что мы разъехались кто куда, я – в Городню. Здесь возникла церковно-приходская школа. Построена она была по типу малокомплектной сельской школы, в которой обучались дети с первого по пятый класс. При государственной школе существовала наша, церковноприходская, и хотя было понятно, что хорошо бы отдельно, но опыт ленинградский показал, что полностью быть независимым от государства невозможно. Ведь до сих пор нельзя свободно преподавать вероучительные предметы. В данном случае все зависело от доброго расположения директора школы.
В то время в Твери еще не было подобной школы?
Не было. В Москве существовала только гимназия «Радонеж», которая возникла на год раньше нас. Но мы-то думали, что таких школ много по всей стране, и отправились в Отдел религиозного образования за методическими разработками. Туда за тем же самым приехал священник из Ивановской области, гидробиолог по профессии. Нам говорят: «Откуда вы такие, ребята? И зачем вам это нужно? И так работы хватает, вам еще хлопот – школа! Ты на колокольню залезешь гвозди забивать, тебе снизу закричат: «Батюшка, а сколько будет дважды два?», - так придется слезать, объяснять… Головная боль от этих школ…» И поскольку никаких методических пособий не было, нам предложили осваивать эту область, самим разрабатывать преподавание естественных наук.
А по какой методике велось преподавание у вас в Городне, в церковно-приходской школе?
По дореволюционной, которая потом была принята в советских сельских малокомплектных школах. Там были введены слова «октябренок», «пионерский слет» и тому подобное, а все остальное осталось.

Сделать детей свободными
Само здание школы находится в таком месте, которое поначалу кажется странным, если не сказать страшным. Двор Пролетарки. Более неухоженного, заброшенного района в нашем городе трудно найти. Это похожее на гетто место облюбовали киношники – декорации не требуются, былая добротность, отчасти изысканность красных домов-громадин тем более явна, чем больше само здание пострадало от людей и времени. В одном из таких домов, с широкими коридорами и лестницами, большими классами, разместилась несколько лет назад православная школа. Прежде чем оказаться в этом доме, ей пришлось квартировать и в детском садике, и в средней школе. Но, так уж получилось, и видимо, неспроста, открылась она в детских яслях, и уроки проходили среди отслуживших своё ночных горшков и прочей детской утвари. А уж когда въехали в этот дом, радости было! – вспоминают учителя. - Наконец-то свой. Из окон школы открывается вид на казарму. Стекол, которых оставалось бы неразбитыми, кажется, совсем нет. Там живут люди. На мой вопрос, не смущает ли их вид порушенного дома, завуч Людмила Васильевна ответила просто: «У нас вся жизнь такая. Вся Россия так живет. То, что мы видим, просто на виду. Господь промышляет, - говорит она, - не просто так оказались мы здесь. И храм рядом – всего минут десять ходьбы. Поначалу место это пугало, приходилось ребят встречать, провожать. Но если в других местах детей дразнили, и попами обзывали, то здесь особенно не притесняли. Взрослые подходят, спрашивают, когда будет служба, говорят: мы придем! И приходят, к крестному ходу люди присоединяются.
Да, школа похорошела и производит сейчас совсем другое впечатление.
- Мы уже можем  создавать себе уют, - улыбается о. Леонид, - люди, пришедшие сюда в первый раз, удивляются, говорят, что и не предполагали во дворе Пролетарки, в таком здании, видеть такую красоту. Говорят, мы полагали, в православной школе нищета, разруха, и все, конечно, с потупленными взглядами, озабоченные тем, что их постоянно искушают бесы. И мол, к нашей нищете да их нищету… Но нет, мы хотим, чтобы у нас все было по высшему классу, не евростандарт, но отличного качества.
- А как же это стремление к богатству соотнести с православием?
- Русский человек никогда не стремился к богатству, он стремился к достатку. Мы хотим, чтобы в нашей школе во всем был достаток, чтобы преподаватель во время перемены мог выпить стакан чая, чтобы ему было удобно работать, чтобы он мог отдохнуть.
- Очень трудно было поначалу?
- В начале любого хорошего дела дается такая Благодать, что никакие препятствия не страшны, и все легко преодолевается, на высоком духовном подъеме. А потом… потом, может, всю жизнь придется тяжело работать, чтобы достичь первоначального духовного состояния. Это маяк. Но если бы не было этого, вынести все трудности, все  тяготы жизни было бы невозможно. И без зарплаты работали. Честь и хвала Болговой Нине Петровне, директору ЗАО «Хлеб» - как давала нам в течение многих лет хлеб, так и сейчас дает. Целый год учителя получали зарплату хлебом – по буханке в день. Не роптали, знали, что делают нужное дело. Школа должна была родиться.
- Что свидетельствует о том, что Ваши усилия были не напрасны? Можно ли уже говорить о плодах?
- Мы не знаем, когда придет время собирать урожай. А что не зря прожили эти десять лет… так вот она, школа! Если бы напрасно, ее бы не было. Возможно, стараемся ее разрушить, как человек разрушает свою жизнь грехами, нерадением, беспечностью, но ведь держит зачем-то Господь его на земле. Наша школа живет и, значит, есть на то воля Господа. И то, что мы сделали, не зря. Люди, которые проработали в нашей школе эти десять лет, скажут, что они были лучшими в жизни. Что касается детей… Есть такой девиз: у преподавателя – правильно намерение, а успех – от Бога. Были бы намерения правильны! Если ориентироваться на успех, мы не туда уйдем. Есть у нас то, что в глазах других кажется успешным: наши дети поступают с первого захода в Вузы, у нас есть медалисты, в мае наши ученики хорошо показали себя – заняли второе и третье места - на международном конкурсе «Одаренные дети». Значит, не напрасно. Своей задачей ставим подготовку детей к самостоятельной жизни. Есть специальные предметы, которые помогают в этом, так, девочка должна уметь запеленать малыша, а мальчик – запрягать лошадь. Да, занятия проходят на ипподроме.
Такое, наверное, есть только в вашей школе…
Мы тоже так думали. Но приехали в Елец, в православную гимназию во имя святителя Тихона Задонского, и увидели там точно такой же – до мелочей – наш порядок, наш уклад жизни. Святитель Тихон и там, и здесь… Если бы все школы носили имя святителя Тихона Задонского, думаю, уклад был один и тот же.
Какой?
Православный. Православный уклад жизни, который соотносится  с богослужебной жизнью Церкви. Это – главное при создании школы, основа всего. Школа сама по себе не спасет - только вместе с семьей, только с теми родителями, которые ищут дорогу к Богу. Но если они живут обычной светской жизнью, а ребенка привели сюда, то для него это просто беда. Как ребенку жить, если дома он видит одно, в школе – другое?
Какие требования Вы как директор предъявляете к преподавателям?
У наших детей, особенно тех, которые учатся у нас с первого класса, открытое духовное зрение. Они видят учителя, чувствуют, участвует ли он в церковной жизни, исповедуется или нет. Православная же школа может существовать только если в ней создана православная среда. Поэтому задача наша состоит в создании коллектива педагогов - воцерковленных православных, не мирян. Миряне, в понимании Паисия Святогорца, это люди, которые не читают Священное Писание, не читают Святых Отцов. Поиск преподавателей очень сложен. Вот уже год как мы не можем найти преподавателя математики.
В вашей школе существуют какие-то особенные ограничения для детей?
Православие – это прежде всего свобода. Свобода от рабства греху. Мы стараемся сделать детей свободными, а не ограничивать их. В школе дети обретают первый опыт духовной победы над собой, над своими страстями. Мы хотим, чтобы они поняли необходимость строительства внутренних храмов, храмов душ человеческих, храмов Духа Святаго Божия и могли встать на защиту Истины, защиту православия от произвола. У нас в Городне был такой девиз, всего три слова: прости, отдай, уступи. И это самое трудное. Не всякий взрослый способен на такую свободу. Сейчас, к сожалению, перестали учить детей этому.  «Взрослые» же требования предъявляются к детям  начиная с 14 лет. До того важно научить ребенка наблюдать за собой, руководить собой, ограничивать себя, например, в пост отказаться от шоколада, если любишь его. Мы свою школу не хотели бы видеть местом «ограничения детей». Как под пологом иван-чая созревает будущий лес, так и под пологом нашей школы, мы верим, созревает будущее России. Наша вера выражается и в названии стипендии «Надежда России».
     в начало...
Сайт управляется системой uCoz